Шуйнаволок
На мысе Шуйнаволок П.Н. Рыбников познакомился со сказителем Леонтием Богдановым и записал былички про заонежскую нечисть.
остановка включает
Одно из самых древних поселений Заонежья
Продолжительность экскурсии - 2 часа
Родник с целебной водой «Царицын ключ»
Место ссылки царевны К. И. Романовой
Ткацкая мастерская «Уют Заонежья»
Каменная церковь Георгия Победоносца (1876 год)
Историческая справка
Стал Садко в гусельки поигрывать,
Стал царь Водяник поскакивать,
А царица Водяница поплясывать,
Красные девушки хоровод водить…
В мае 1860-го года стояли холода, лед позванивал у берегов. Онежское озеро было неспокойно и сильный ветер заставил сойму, большую парусную лодку, в которой плыл по служебной надобности чиновник Павел Николаевич Рыбников, пристать к мысу Шуйнаволок. Туда же причалило множество заонежских лодок, крестьяне тесно набились в небольшой избе, так что Павел Николаевич предпочел устроиться прямо на берегу:
«Я улегся на мешке возле тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса, и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Сквозь дрему я рассмотрел, что в шагах трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Кончил певец, и начал петь другую песню: тут я разобрал, что поется былина о Садке купце, богатом госте…»
Это был сказитель Леонтий Богданов – и, должно быть, былина его понравилась онежскому водяному, потому что буря стихла.
Там же, на Шуйнаволоке, Рыбников записал былички про заонежскую нечисть. Про двух сестер-колдуний, что жили на соседних горах: Ишь-горе и Мянь-горе, да перекидывались блинами. Про лембоев – заонежских чертей, про клохтунов и ерестунов, про хозяина леса и заклятых детей.
Море-Онего, каменные лбы, острова и проливы, часовни и ельники, быстрые ложки-кижанки – все осталось, как в те далекие времена, все это можно увидеть и теперь. А про лембоев до сих пор рассказывают в заонежских деревнях.